Страница 1 из 8 123 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 75
  1. #1
    Старожил
    Регистрация
    20.03.2018
    Сообщений
    2,537
    Поблагодарил(а)
    205
    Благодарностей: 390 (постов: 355)

    Психология народов мира

    Не знаю, как поточнее озаглавить тему, и в какой пристроить раздел. Но, наверное, здесь ей место, потому что речь пойдет о базисе науки психологии, о ее теоритеческих основах.

    Вот складывается у меня впечатление, что психология, такая, какой мы привыкли ее воспринимать, когда мы читаем учебники и более-менее научные, основополагающие работы по психологии - это западная наука. Она годится для решения проблем типичных представителей Западной, постхристианской цивилизации, для человека рефлексирующего (homo reflexing).

    Первым об это споткнулся З.Фрейд, когда дошел до понятия сублимации, проработал его, а потом взял и отказал в существовании этого психического механизма всему миру Востока. Дескать, нет на Востоке факторов, установок, религий, иделогий, загоняющих либидо глубоко внутрь, а значит, там нет места и сублимации, и вот из-за этого в экономическом и прочих аспектах Восток от Запада катастрофически отстает. Примерно так в сердцах и заявил. Потом отрекся, но проблема не снята, и воз поныне там: наука психология развивается в расчете на западного "потребителя", в расчете на homo reflexing.

    Однако многие западные философы и культурные деятели, начиная с эпохи великих географических открытий, с удовольствием осваивали иные философии, ментальности (часто хитро умалчивая об источниках). Ну и почему бы психологии тоже чего-нибудь не почерпнуть, не попить из иных культур?

    Вот, например, весьма познавательная в этом плане беседа нейробиолога Дэвида Иглемана и йога Садхгуру. Как раз недавно в соседней теме поднимался вопрос про идентичность и структуру личности. Здесь гуру дает йогическую, альтернативную фрейдистской и неофрейдистской формулу из 4ступенчатую (на самом деле 16, но можно обобщить до 4) структуру личности, один из 4х элементов - это идентичность. Примерно 1:20-7:00 минуты записи.

    Меня лично здесь заинтересовали тезисы о четвертом элементе - чистом разуме и его возможностях. Об этом - примерно с 4:45 минуты записи.

    Последний раз редактировалось O_M; 26.05.2018 в 17:37.

  2. 1 пользователь сказал cпасибо O_M за это полезное сообщение::


  3. #2
    Старожил Аватар для Правдивая Ложь
    Регистрация
    16.02.2015
    Сообщений
    12,721
    Поблагодарил(а)
    2,765
    Благодарностей: 2,525 (постов: 2,216)
    Записей в дневнике
    6
    Цитата Сообщение от O_M Посмотреть сообщение
    Как раз недавно в соседней теме поднимался вопрос про идентичность и структуру личности.
    и я не вижу в словах философа больших отклонений от понимания своего. Кроме: идентичность по его мнению - это оболочка, шелуха, которая нарастает в зависимости от обстоятельств.

    По поводу чистого разума: не даром в фантастике Чистый разум - холодное отрешенное от чувств начало, добро и зло имеет знак равно... У философов он под всякой этой "шелухой" типа идентичности, интеллект, как тут сказано, всего лишь примитив - для выживания. И у меня вопрос свой: поиск чистого разума - он ради чего?

  4. #3
    Старожил
    Регистрация
    20.03.2018
    Сообщений
    2,537
    Поблагодарил(а)
    205
    Благодарностей: 390 (постов: 355)
    Цитата Сообщение от Правдивая Ложь Посмотреть сообщение
    И у меня вопрос свой: поиск чистого разума - он ради чего?
    И меня ведь то же самое заинтересовало). И честно говоря, я с некоторой долей скептицизма к этому отношусь. То есть я дослушала до конца, но удовлетворяющего меня ответа на этот вопрос - что есть этот "чистый разум" и что он может дать человеку, не услышала. Там, мб, не вся беседа, не знаю. Гуру пообещал под конец, что всего за 30 часов сосредоточения (это его слово, но думаю, речь о некой медитативной практике), можно достичь состояния "чистого разума", хотя бы прикоснуться к нему. Он пообещал, что может этому научить. И посоветовал ученым заниматься такими практиками, поскольку, по его словам, это влияет на восприятие, делает его несравнимо более полным. Он считает, что такое испытав такое состояние, ученый получит заряд вдохновения.

    Не знаю, правильно ли я поняла, но мне показалось, что я догадываюсь о чем речь - о выходе в область бессознательного или подсознания. Во всяком случае, Садхгуру говорил же о разорванных связях с природой, когда человек действовал инстинктивно (то есть несознательно). А еще об уходе от идентичности.

    Цитата Сообщение от Правдивая Ложь Посмотреть сообщение
    и я не вижу в словах философа больших отклонений от понимания своего. Кроме: идентичность по его мнению - это оболочка, шелуха, которая нарастает в зависимости от обстоятельств.
    Там дальше у него есть пояснение. Целиком долго слушать, поэтому перескажу. Он говорит: каждый молодой человек бунтует против родителей, хочет избавиться от худших черт, а доживает лет до 45 и понимает, что у него походка, как у отца и говорит он, как его мама. (Это очень похоже на рассказ Чехова про Ионыча, и вообще много чего у Чехова, когда он пишет про "маленького человека" и кризис среднего возраста ). Ну вот и Садхгуру говорит, что это круг повторений. Каждый человек поначалу мечтает стать кем-то новым, оригинальным (ну или как Печорин удивляется: ведь были же даны мне огромные силы, для чего-то же были даны), а заканчивается бесконечными повторами. И вот, дескать, поэтому, чтобы стать кем-то новым надо уходить от идентичности.

    Но он прекрасно понимает, что она нужна для выживания. И советует это делать ученым. Честно говоря, не знаю, действительно ли погружение в область бессознательного, единящее человека с природой, с животными, к примеру, могут чем-то помочь ученым. Я вижу в импрессионизме и экспрессионизме в искусстве попытки мобилизации такого восприятия. Но я однажды видела в книге "Малая история искусств" наскальный рисунок - стадо несущихся быков, увы, не могу найти в интернете. Вот это было афигительно экспрессивно, как будто художник был частью этого стада, не каким-то быком, а просто растворился в нем и все это изнутри, по собственным ощущениям. Все очень реалистично, но не прописаны детали. Как пишут искусствоведы такая живопись много старше схематических наскальных рисунков. Она - суть сознания человека, который не вычленял себя из природы, не осознавал себя как нечто отдельное, и не противопоставлял себя природе.

    Я вижу в современной поэзии такие попытки, как бы желание отдаться на волю языка (который де сам до Киева доведет). И это еще куда ни шло. Но вот с учеными - не знаю... Есть вот проблема с сужением восприятия есть у душевнобольных, это называется эмоциональной выхолощенностью. Примерно то же самое может быть и у здорового человека после длительного стресса - выгорание. Может ли это помочь? Может ли это быть своего рода противоядием от рефлексии? Некоторые ведь люди Запада едут во всякие ашрамы за этим. Сэллинджер описывал, как один из его героев, мальчик с большими странностями, глубоко шизоидный, занимался медитациями. Известно, что и сам Сэллинджер этим занимался. Но там, и в рассказе, и в жизни эти сеансы часто заканчивались обмороками. И в этом я лично Сэллинджеру верю - большие художники обычно честны чуть не до патологии.

    Вот такие мысли, размышления.

  5. #4
    Старожил Аватар для Правдивая Ложь
    Регистрация
    16.02.2015
    Сообщений
    12,721
    Поблагодарил(а)
    2,765
    Благодарностей: 2,525 (постов: 2,216)
    Записей в дневнике
    6
    O_M, есть жизнь в том виде, в котором большинство называет ее счастливой: любовь, дом, самореализация - любимая работа, творчество, радостные здоровые родители рядом с внуками, любимое дерево, вино в погребе "зреет", ля ля ля.... Это что, шелуха? кора на дереве? Это надо скорябать, чтобы узнать какую то истину? Истина именно в этой жизни. Как у дерева один и тот же ствол, который каждый год утолщается на одно кольцо, так и у человека цикл повторений - не повторения, а новый виток, который имеет уже другую кривизну. И сам этот гуру говорил в начале: есть память поколений, генетическая память, тело помнит всё, голова - время от времени. Это, как я понимаю, взгляд в себя. А взгляд в чистый разум - это уже куда то вовне. Чистый разум освобожден от всего человеческого. Значит, в человеке его нет. Это Бог, силы природы, или что там ещё. Наверное, миссия единиц - устремляться к этому разуму, чтобы всем давать какие то ориентиры. Но не обращение к нему не делает жизнь пустой или примитивной

    - - - Добавлено - - -

    Когда только название темы прочитала - по Рен ТВ как раз показывали, что русские не самые ленивые в мире Ну любят на том канале нас взбодрить. Показывают латиноса, который, жуя, засыпает, и кусок недожеванный изо рта выпадает. А тема куда то совсем в другую глубь... Учение как у этого философа, конечно, исходит от его традиций, но все же на таком уровне становится чем то интернациональным.

  6. #5
    Старожил
    Регистрация
    20.03.2018
    Сообщений
    2,537
    Поблагодарил(а)
    205
    Благодарностей: 390 (постов: 355)
    Ну да... Я на всякий, мало ли вдруг кто захочет присоединиться, но не захочет ролик смотреть, выведу для сравнения эту четырехчастную структуру личности от Садхгуру:



    ИНТЕЛЛЕКТ

    ИНДЕНТИЧНОСТЬ

    ПАМЯТЬ (ГЕНЕТИЧЕВСКАЯ, ТЕЛЕСНАЯ в том числе)

    ЧИСТЫЙ РАЗУМ


    Цитата Сообщение от Правдивая Ложь Посмотреть сообщение
    Чистый разум освобожден от всего человеческого. Значит, в человеке его нет. Это Бог, силы природы, или что там ещё.
    он говорит, что это инстинкты, то сознание, которое дается нам при рождении, думаю, можно это приравнять к животному созанию или сознанию ребенка первых трех-четырех лет жизни, или к бессознательному, это отсутствие самосознания.

    Это вполне можно наложить на схемы, которые я раньше давала по структуре личности от Фрейда и Берна. По крайне мере, отчасти. Щас попробую:

    ПАМЯТЬ+ИНТЕЛЛЕКТ = ЭГО/СОЗНАНИЕ, РАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ = ВЗРОСЛЫЙ

    ПАМЯТЬ+ИДЕНТИЧНОСТЬ = СУПЕР-ЭГО/ЦЕННОСТНОЕ МЫШЛЕНИЕ = РОДИТЕЛЬ

    ЧИСТЫЙ РАЗУМ = БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ/ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ = РЕБЕНОК

    пришлось поменять местами эго и супрер-эго, взрослого и родителя, и разбить память на две (которая с ценностными установками и которая объективный опыт), иначе бы не сошлось. Зато вот отсюда, имхо, гораздо удобнее посмотреть на то, о чем вы про идентичность:

    Цитата Сообщение от Правдивая Ложь Посмотреть сообщение
    Это что, шелуха? кора на дереве? Это надо скорябать, чтобы узнать какую то истину?
    Садхгуру говорит, что через часть нашей памяти (телесную и генетическую), а также через нашу идентичность в нас хотят жить наши предки (наши, вах, мертвецы). И призывает избавиться от этого, дабы стать иным, достичь чего-то нового, ну или, скажем так, оригинального (на общем-то фоне).

    Вы утверждаете, что идентичность - это не просто повторы, а это как кольца дерева на спиле, где каждое следующее больше предыдущего. Это мне очень напоминает спираль, вид сверху на перевернутый вершиной вниз конус. И навевает мысль о том, что по спирали, то есть по дуге иногда действительно может быть скорее, быстрее, чем по прямой. Ну это если совершать путешествие по планете Земля, она ведь круглая. И соответственно путь из точки А в точку В по логарифмической спирали получается короче. Этому посвящен раздел локсодромии в навигации, в переводе с греческого это означает "косой бег". Школьники знают, что груз или снаряд, выброшенный из самолета, летят тоже не по прямой, а по дуге. И об этом много чего интересного могут рассказать баллистики. В общем, соль тут есть.

    К тому же, если отбросить ценностное мышление совсем, и историческое знание, то совершенно это не поможет, к примеру, в гуманитарных областях, практической политике и даже в экономике. Поможет ли отбрасывание этого в естествознании и точных областях знания - не очень уверена. Мб, там тоже наткнешься на казусы как с баллистикой и навигацией, законы-то у Вселенной, как мы интуитивно об этом догадываемся, для всего одни и те же.

    - - - Добавлено - - -

    Цитата Сообщение от Правдивая Ложь Посмотреть сообщение
    аверное, миссия единиц - устремляться к этому разуму, чтобы всем давать какие то ориентиры. Но не обращение к нему не делает жизнь пустой или примитивной
    Садхгуру настаивает на том, что стремление к чистому разуму для счастья, для полноты удовольствия нужно всем. Ну, если учесть, что речь о бессознательном и инстинктах, то вы ж понимаете, что это, например, сексуальное удовольствие среди прочего). Можно, конечно, и не так тривиально - наслаждение от пребывания в природе, от растворения в ее красоте, когда стираются границы твоего телесного и природы. Это тоже доступно и простым людям.

    Это, конечно, все результат иной культуры, условно, с большой натяжкой - это буддистский мир. Если вам нравятся какие-нибудь хокку, то наверное - они от погружения в природу, в бессознательное лучше пишутся)...

    Но еще одна мысль пришла в голову. Мне кажется, что для Садхгуру истории не существует. По крайне мере, в таком смысле, как она понимается представителями Запада - как прямая, имеющая, как минимум, начало, хотя бы как вектор (а для христианского мира - и конец, то есть это отрезок). Для Садхгуру - история - это бессмысленное хождение по кругу, они не видят в ней никакого прогресса. Думаю, что для многих индусов и буддистов оно тоже также, в их жизни веками мало что меняется. Им куда легче думать о том, что материальные блага - бренность и разврат. В той же Японии, например, строят деревянные храмы, сгорели - не страшно, построят новые. Ну то есть и на Востоке берегут древности, но гораздо меньше. Вон, те же игиловцы с удовольствием разрушают свои же, суннитские древности - жгут книги, взрывают старинные мечети, и заявляют притом, что таким образом борются с идолами и типа того что изгоняют торговцев из храмов. Молиться, дескать, можно и на коврике.

  7. #6
    Старожил Аватар для Правдивая Ложь
    Регистрация
    16.02.2015
    Сообщений
    12,721
    Поблагодарил(а)
    2,765
    Благодарностей: 2,525 (постов: 2,216)
    Записей в дневнике
    6
    Цитата Сообщение от O_M Посмотреть сообщение
    Это, конечно, все результат иной культуры, условно, с большой натяжкой - это буддистский мир. Если вам нравятся какие-нибудь хокку, то наверное - они от погружения в природу, в бессознательное лучше пишутся)...
    нет, не моё Но "поиграть" в это могу. Очень многое, что мы воспринимаем в этих народах как их традицию или психологическую особенность, на самом деле объясняется довольно меркантильными вещами, и в тех же преступлениях против человечества - зло примитивно:

    Цитата Сообщение от O_M Посмотреть сообщение
    . Вон, те же игиловцы с удовольствием разрушают свои же, суннитские древности - жгут книги, взрывают старинные мечети, и заявляют притом, что таким образом борются с идолами и типа того что изгоняют торговцев из храмов. Молиться, дескать, можно и на коврике.
    это же внешняя сторона. Причем, это делают не народы, а их оголтелая бандитская группа. То, что можно продать, они продают. Собрать орду, которая будет всё уничтожать, не разбираясь, можно на любой территории.

    Цитата Сообщение от O_M Посмотреть сообщение
    Школьники знают, что груз или снаряд, выброшенный из самолета, летят тоже не по прямой, а по дуге. И об этом много чего интересного могут рассказать баллистики. В общем, соль тут есть.
    Если учесть силы сопротивления, полет "снаряда", к примеру, будет раза в 3-4 ниже и короче. Школьники это не умеют оценивать - не знают ещё такой математики. Их планы идеальны, но надо сразу попадать в "безвоздушное пространство", чтобы сбылось так, как задумывалось



    Моделировать мир - это большой соблазн для тех, кто считает, что познаёт истину. Формула любви и так далее.. И конус этот корявый, потому что эти вот "силы сопротивления", случайности делают его таким, а так хочется стройности в голове И гуру вообще отказался от модели "развития", как Вы и пишете:

    Цитата Сообщение от O_M Посмотреть сообщение
    история - это бессмысленное хождение по кругу, они не видят в ней никакого прогресса. Думаю, что для многих индусов и буддистов оно тоже также, в их жизни веками мало что меняется. Им куда легче думать о том, что материальные блага - бренность и разврат.
    Хотя, опять же, роскоши европейцы учились на Востоке. Только там или всё, или ничего. Чистый разум мне "внутри" в его модели всё равно не представляется. Это как среда, куда можно окунуться. Если достоин. Может, это как то связано с их же понятием нирваны?

    Мне больше нравится легенда о древнегреческом философе, может, Платоне, хотя могу ошибаться. Он гулял с учеником по берегу моря, и тот спросил:
    - Учитель, почему у тебя, который знает гораздо больше, чем я, вопросов в голове возникает неизмеримо больше, чем у меня?

    В ответ философ начертил два круга - маленький и большой.
    - Смотри, большой круг - мои знания, маленький - твои. Всё остальное вокруг - Неизвестное, не познанное. Граница моих знаний с непознанным куда больше, чем у тебя. Соответственно, и вопросов больше.

    Не дословно, конечно.
    Итак, расширяем свой круг познания? Или пытаемся каким то философским способом "пробиться" к источнику, дающему сразу все ответы? Это так понимать?

  8. #7
    Старожил
    Регистрация
    20.03.2018
    Сообщений
    2,537
    Поблагодарил(а)
    205
    Благодарностей: 390 (постов: 355)
    Цитата Сообщение от Правдивая Ложь Посмотреть сообщение
    Моделировать мир - это большой соблазн для тех, кто считает, что познаёт истину. Формула любви и так далее.. И конус этот корявый, потому что эти вот "силы сопротивления", случайности делают его таким, а так хочется стройности в голове
    Модели хороши для запоминания и для понимания (для наглядности), и они все-таки работают в какой-то мере - там, где они уместны. Они, конечно, есть обобщение. Но без этого обобщения уж совсем никуда не сдвинуться.

    Цитата Сообщение от Правдивая Ложь Посмотреть сообщение
    И гуру вообще отказался от модели "развития", как Вы и пишете:
    Ой, это мои домыслы по большей части. Так это или нет, я не знаю, просто думаю, что, скорее всего, так. Там, скажем, Данилевский считал, что история цивилизаций - циклична, что у цивилизации есть рождение, расцвет, закат и падение, смерть. И в ретроспективе это верно, так и было с частью цивилизаций. Садхгуру говорит, что для них (йогов или индусов?) понятие времени очень важно, что на нем построено понимание жизни как некоего танца времени и энергии. Если человек умирает, местные народы говорят, что его время истекло, подошло к концу. Если человек умирает в расцвете сил, энергии, говорят, он безвременно почил. Если энергии нет, а время никак не кончается - это вегетативная жизнь. И что, дескать, надо именно чтоб танцевали вместе энергия и время, что, дескать, этому они могут научить. Но никаких общественно значимых понятий, ни одного. Все что он говорил - сугубо для личного пользования. Не знаю, мб, это осталось за кадром, за скобками. Но насколько я понимаю, йога вообще - это просто набор практик, в каждой из массы индуистских верований своя йога. Мне показалось или я недослышала, он что-то сказал про агни-йогу. Но я вот не знаю, о чем это, если не доктрине Блаватской-Рерихов. Вроде то, что говорил Садхгуру, совсем не похоже на Рерихов-Блаватскую, что-то гораздо более аутентичное. Во всяком случае, этики он не касался вовсе, а среди прочего обмолвился, что да, мол, мы хотим просидеть 300 лет то ли в покое, то ли в блаженстве (в нирване, надо полагать).

    Ну разве что теоретическую науку (в противовес технологиям), жажду исследования он назвал такой жизненно важной потребностью, которая мало удовлетворяется. Из-за чего жизнь будто бы не доставляет удовольствия, что 80-летние еще полны энергии, а 10-летние уже скучают (сплин у них), потому что, буквально его процитирую, "они видели всю эту жизнь в своем гаджете").

    Цитата Сообщение от Правдивая Ложь Посмотреть сообщение
    это же внешняя сторона.
    Да, признаю, это я все в кучу свалила.

    Цитата Сообщение от Правдивая Ложь Посмотреть сообщение
    нет, не моё Но "поиграть" в это могу.
    в хокку)?

    Цитата Сообщение от Правдивая Ложь Посмотреть сообщение
    Итак, расширяем свой круг познания?
    Конечно! Просто вот я когда историю религий в свое время учила, недоучилась), меня хватило в основном на христианство и ислам, а буддизм с индуизмом были прочитаны мною как два параграфа в учебнике, не выходя за его рамки. А это все-таки довольно большой кусочек. Вот если посмотреть на картинку, только тут почему-то сикхизм выходит за рамки индуизма, это не так.


  9. #8
    Старожил
    Регистрация
    20.03.2018
    Сообщений
    2,537
    Поблагодарил(а)
    205
    Благодарностей: 390 (постов: 355)
    Цитата Сообщение от Правдивая Ложь Посмотреть сообщение
    Очень многое, что мы воспринимаем в этих народах как их традицию или психологическую особенность, на самом деле объясняется довольно меркантильными вещами
    Цитата Сообщение от Правдивая Ложь Посмотреть сообщение
    Хотя, опять же, роскоши европейцы учились на Востоке.
    Нет, нет, с такого рода обобщением я никак согласиться не смогу. Смотрите... Книга Танаха (Ветхий Завет) пишется, составляется где-то к 9-6вв до н.э. Самое древнее индуистское учение - джайнизм - складывается, распространяется примерно в то же самое время. Там у них были свои пророки, последний, 24й жил в шестом веке до н.э., примерно тогда же, когда и Будда. Потом, в первом веке н.э. - рождение Христа, а в шестом (н.э.) - пророка Мухаммеда. И в общем, я бы не сказала, что индуизм намного меркантильнее и менее гуманный, чем иудаизм, скорее наоборот. Вообще именно Востоку и индуистским религиям, по идее, мы должны быть благодарны за понятие аскезы. В первую очередь джайнизму. Потом уже появился брахманизм, сегодня это господствующая в индуизме течение, государственная религия. Вот это то, благодаря чему было освящено государство и клановая система, где высшим кланом были брахманы, а представители власти и вовсе обожествлялись. Это вот уже имеет непосредственное отношение к меркантильности и роскоши. Именно поэтому, как реакция на брахманизм, появился буддизм, который где-то и радикальный (Малое колесо Будды), и там почти та же аскеза, что и в джайнизме.

    Не знаю, для кого как, но для меня кажется совершенно очевидной связь гуманизма с аскезой. Как бы вот понятно, что в какой-то мере можно быть гуманным, не прибегая к аскезе. Однако убери совсем понятие аскезы и сразу станет непонятно вообще, что такое гуманизм. А это вот из джайнизма, из его пяти заповедей:

    - Не причинять вреда живому.
    - Быть искренним и благочестивым.
    - Не красть.
    - Не прелюбодействовать.
    - Не стяжать.

    То есть возьми 613 заповедей иудейским, и фих поймешь, заплутаешь в кому чего можно есть, кому чего нельзя (там нельзя чего-то жене коэна, которая вступила с ним в брак неправильно), не найдя там среди всей этой конкретики, что хорошо, что плохо. А в джайнизме все вот оно в этих пяти пунктах, и сразу понятно, о чем это. И сразу оговорка, что если не выполняется первая заповедь (не причинять вреда живому), то все прочее уже не в счет, уже нет от них никакой пользы. Это как бы ступени - первая - вот такой гуманизм. А далее аскеза ужесточается. Не для всех, для мирян можно ограничиться пунктом один, а четвертый пункт (это надо понимать не просто внебрачное что-то, а именно как безбрачие) - только для монахов. Пятый - это все, по-нашему это типа святой), а по-ихнему - победитель, тот, кто нашел путь в нирвану. Первые две заповеди для всех. Но тут приоритет первой над второй: если правда причинит вред живому, следует о правде умолчать. А вот с третьей заповедью, да, там есть в основе нечто меркантильное, если углубляться.

    Но в общем, это не умаляет... Одной этой первой заповеди и самого понятия аскезы, которой нет в иудаизме (там это как бы разве что не запрещено, отношение к этому как к чему-то в корне чужому), и которая вновь появляется в христианстве, вместе с новым осмыслением гуманизма - довольно, чтобы интересоваться и с пиететом, имхо.

    Цитата Сообщение от Правдивая Ложь Посмотреть сообщение
    Это как среда, куда можно окунуться. Если достоин. Может, это как то связано с их же понятием нирваны?
    Да, понятие нирваны и сансары перекочевало из индуизма в буддизм.

  10. #9
    Старожил
    Регистрация
    20.03.2018
    Сообщений
    2,537
    Поблагодарил(а)
    205
    Благодарностей: 390 (постов: 355)
    Цитата Сообщение от Правдивая Ложь Посмотреть сообщение
    Итак, расширяем свой круг познания?
    Да, да, обязательно... мне очень хочется еще немного про индуизм, про брахманизм в частности (и, мб, еще пару слов о сравнениях между джайнизмом и иудаизмом), потом про буддизм, и оттуда мостик к древнегреческим философам, а потом, для сравнения снова назад - к Древнему Египту, и это все необходимо, имхо, чтобы понять откуда все такое вот взялось христианство, а после и западная наука, и психология.

    - - - Добавлено - - -

    Ну то есть если даже не будет никаких комментариев, мне для себя это хочется (как бы или все равно что вслух) продумать, проговорить, написать. Чтобы видны были если что какие ошибки.
    Последний раз редактировалось O_M; 28.05.2018 в 03:50.

  11. #10
    Старожил
    Регистрация
    20.03.2018
    Сообщений
    2,537
    Поблагодарил(а)
    205
    Благодарностей: 390 (постов: 355)
    Все-таки еще немного про джайнизм. Первый обет его, как уже говорилось - не причинять вреда ничему живому. Причинять вред нельзя, как говорилось выше, ни делом, ни словом. Понятно, что это, во-первых, не убий. Но не убий не только человека, а все живое, вплоть до букашки и червячка. Поэтому, в частности, нельзя заниматься земледелием и строительством - чтобы не прибить никого случайно. Само собой нельзя заниматься охотой и рыбной ловлей. Животноводством нельзя заниматься уже во-вторых, дабы не обижать животных. Поэтому монах-джайнист в индийском парламенте выглядит вот как:



    Там вот у него на кресле лежит метелка - это чтобы отгонять и отметать тех, на кого можно случайно наступить или проглотить на ходу. Иногда, чтобы случайно никого не проглотить, а также, чтобы никого не обидеть словом, еще и повязка на рот одевается. Вот это разные стадии на пути к святости:



    Первая стадия - исполнение первых двух обетов - непричинения вреда живому и правдивости. Вторая картинка - отказ от краж , что тоже трактуется очень широко, на этой стадии нужно начать меньше внимания уделять материальным вещам, больше - духовным. Нужно справедливо вознаграждать людей за труд, никогда не брать чужих вещей, никогда не брать вещей, которые обронены или забыты другими, никогда не покупать более дешёвые вещи, если цена была уменьшена нечестным способом (финансовые пирамиды, нелегальная торговля, украденные вещи и так далее).

    И вот что интересно, в итоге первых трех обетов миряне-джайнисты могут заниматься в основном торговлей, ювелирным делом и ростовщичеством. Ничего не напоминает?

    - - - Добавлено - - -

    Ну и для сравнения 10 заповедей с первых скрижалей, которые Бог начертал для Моисея, согласно синодальному переводу Ветхого завета:

    Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии (Исход 20:2-17).

    Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицом моим.
    Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
    Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
    Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
    Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
    Не убивай.
    Не прелюбодействуй.
    Не кради.
    Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
    Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.


    И во второй раз начертал, после того, как Моисей первые скрижали в сердцах разбил:

    (Втор. 5:6-21)

    Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
    Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
    Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.
    Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты. И помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.
    Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
    Не убивай.
    Не прелюбодействуй.
    Не кради.
    Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
    Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.


    А еще из Книги Исхода (34:14—26), так называемый ритуальный декалог:

    Текст из книги Исход по Синодальному переводу.

    И сказал [Господь Моисею]: вот, Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов; и увидит весь народ, среди которого ты находишься, дело Господа; ибо страшно будет то, что Я сделаю для тебя; Сохрани то, что повелеваю тебе ныне: вот, Я изгоняю от лица твоего Аморреев, Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Евеев, [Гергесеев] и Иевусеев;

    Смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас. Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их, [и изваяния богов их сожгите огнём], ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа [Бога], потому что имя Его — ревнитель; Он Бог ревнитель. Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их;
    И не бери из дочерей их жен сынам своим [и дочерей своих не давай в замужество за сыновей их], дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих.
    Не делай себе богов литых.
    Праздник опресноков соблюдай: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в месяце Авиве вышел ты из Египта.
    Все, разверзающее ложесна, Мне, как и весь скот твой мужеского пола, разверзающий ложесна, из волов и овец; первородное из ослов заменяй агнцем, а если не заменишь, то выкупи его; всех первенцев из сынов твоих выкупай; пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками.
    Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы.
    И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания плодов в конце года; три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа Бога Израилева, ибо Я прогоню народы от лица твоего и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лице Господа Бога твоего три раза в году.
    Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра.
    Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего.
    Не вари козлёнка в молоке матери его.

    И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем. И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие.

    И то завет, и это. Вначале вот такой ритуальный, на выходе из Египта, а потом на скрижалях - отчасти этический, где последнее как у джайнистов, причем этическая часть без особых разъяснений. И как оно вообще сочеталось это "не убий" с войнами, которые евреи вели - не очень понятно.

    Понятно, что в джайнизме все эти требования доведены едва ли не до абсолюта. Выглядит как крайность, но в действительности, это производило и производит еще неизгладимое впечатление, и оказало де факто очень сильное влияние на другие религии - на буддизм, иудаизм, а далее и на христианство, и на ислам в том числе. И не только это, но об этом чуть позже.

Страница 1 из 8 123 ... ПоследняяПоследняя

Похожие темы

  1. Удивительные дома мира
    от Afina в разделе Туристический форум
    Ответов: 6
    Последнее сообщение: 18.02.2021, 14:50
  2. Ответов: 12
    Последнее сообщение: 31.07.2017, 19:04
  3. Сказки народов мира
    от Правдивая Ложь в разделе Творчество
    Ответов: 4
    Последнее сообщение: 06.05.2017, 01:09
  4. Уйти от мира
    от Правдивая Ложь в разделе Психология общественных отношений
    Ответов: 39
    Последнее сообщение: 26.08.2015, 02:42

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •