Показано с 1 по 10 из 10
  1. #1
    Старожил Аватар для Правдивая Ложь
    Регистрация
    16.02.2015
    Сообщений
    12,718
    Поблагодарил(а)
    2,765
    Благодарностей: 2,522 (постов: 2,213)
    Записей в дневнике
    6

    Конфуцианство

    Сейчас много материалов в СМИ посвящено Китаю и ее трудолюбивому народу. Китай - древнейшая цивилизация, родоначальник множества открытий, изобретений, культурных памятников и красивейших изделий, и, в то же время, это суровый мир. Мы частенько слышим о том, что та или иная голливудская "звезда" погрузилась в буддистское учение, а вот китайскую мудрость осваивают единицы. Этот опыт не для всех?


    Лет 500 до нашей эры в Китае возникло этико-политическое учение, весь мир приписывает его создание Конфуцию. Поясняется, что конфуцианство - не религия, хотя и охватывает традиционные для религий вопросы. Каждый человек хочет жить и благоденствовать - прекрасное начало для философского размышления. А что дальше? В чем суть учения? Интернет мне не дал четкого ответа.

  2. #2
    Старожил Аватар для Че Гевара
    Регистрация
    20.10.2015
    Сообщений
    613
    Поблагодарил(а)
    42
    Благодарностей: 120 (постов: 99)
    Покопался в интернете...

    В конфуцианстве весь смысл жизни базируется на гуманности и любви к своим ближним, семье. Каждый благородный представитель человечества должен заботиться о старших, уважать и любить родителей и воспитывать детей в мире, согласии и гармонии. Именно это человеколюбие представители конфуцианства считают смыслом жизни. Человек рожден, чтобы любить. Любить мир, близких, родных и любимого человека. Человеколюбие — это то, что завершает образ идеального человека и в конфуцианстве называется «жэнь». И действительно. Разве не это человеколюбие дает замечательный импульс к развитию и желанию жить? Вот почему Конфуций заявлял, что каждый рожден для того, чтобы стать еще одним элементом в цепочке гармонии всей Земли.

    Кроме того, смысл жизни человека в саморазвитии. Тот, кто стоит на одном и том же месте в течение долгого времени и не развивается — банально идет назад. Образование и развитие своего духовного мира — это то, что заставляет человека осознавать свое место.

    В принципе интересно, если еще глубже вчитаться...

  3. #3
    Старожил Аватар для Правдивая Ложь
    Регистрация
    16.02.2015
    Сообщений
    12,718
    Поблагодарил(а)
    2,765
    Благодарностей: 2,522 (постов: 2,213)
    Записей в дневнике
    6
    Тогда о практической стороне вопроса. Кто-нибудь сталкивался с "китайскими" китайцами (не "обрусевшими", не пообтершимися в Европе и Америке, а с чисто китайским менталитетом)? Сейчас у нас много проектов с ними, я разговаривала с теми, кто этим занимается: совершенно другие, "чужие", не похожие на нас люди, не излучающие те гуманистические ценности, к которым мы привыкли. Вообще, в китайцах в первую очередь бросаются в глаза коллективизм, а при изучении их истории - довольно много жестокости, в которой они превосходят наших древних предков. Как это связано с их почитанием учения Конфуция?

  4. #4
    Старожил Аватар для Че Гевара
    Регистрация
    20.10.2015
    Сообщений
    613
    Поблагодарил(а)
    42
    Благодарностей: 120 (постов: 99)
    Цитата Сообщение от Правдивая Ложь Посмотреть сообщение
    Как это связано с их почитанием учения Конфуция?
    Я сомневаюсь, что это вообще как-то связано с конфуцианством. Это же не религия какая-то китайское. А просто учение, о котором далеко не все китайцы, думаю, слышали. У наших предков, например, в моде было так называемое "язычество" Это же не значит, что все русские - язычники. Есть некоторые течения сейчас, и людей не мало интересуется. Но не все же.

  5. #5
    Новичок
    Регистрация
    02.09.2018
    Сообщений
    1
    Поблагодарил(а)
    0
    Благодарностей: 1 (сообщений: 1)
    Конфуцианство - философское учение, смысл которого состоит в том, чтобы соблюдать традиции, быть милосердным, гуманным, справедливым, мудрым, следовать своему долгу. Быть искренним. То есть, это набор правил (их пять), следуя которым, человек ведет гармоничную жизнь. Конечно, некоторые положения неоднозначны. Например, во времена Конфуция женщина должна была во всем подчиняться мужчине, и он подтверждал - да, так и должно быть. Женщина выполняет свой долг, мужчина - свой. В наше время положение вещей несколько другое в европейских странах. Но в целом философия Конфуция направлена на создание внутреннего и внешнего равновесия.

  6. 1 пользователь сказал cпасибо Анастасия Филимонова за это полезное сообщение::


  7. #6
    Старожил Аватар для Правдивая Ложь
    Регистрация
    16.02.2015
    Сообщений
    12,718
    Поблагодарил(а)
    2,765
    Благодарностей: 2,522 (постов: 2,213)
    Записей в дневнике
    6
    Цитата Сообщение от Анастасия Филимонова Посмотреть сообщение
    Женщина выполняет свой долг, мужчина - свой.
    Думаю, и сейчас это имеет место быть, хотя эту границу между полами стараются стереть гендерные мыслители. В смысле, изначально человек одинаков, и в процессе познания мира должен сам решить, какую миссию - мужскую или женскую - выполнять. И все же не по конфунциански это, поскольку предлагают ребенку сделать такой выбор через внешние атрибуты - переодевая мальчика в девчачье платье, к примеру... Стараюсь говорить серьёзно....

  8. #7
    Старожил
    Регистрация
    20.03.2018
    Сообщений
    2,537
    Поблагодарил(а)
    205
    Благодарностей: 390 (постов: 355)
    Цитата Сообщение от Правдивая Ложь Посмотреть сообщение
    Вообще, в китайцах в первую очередь бросаются в глаза коллективизм, а при изучении их истории - довольно много жестокости, в которой они превосходят наших древних предков. Как это связано с их почитанием учения Конфуция?
    Конфуцианство легло в основу семейной и корпоративной этики, и еще сильно повлияло на принципы отбора элит, государственных служащих. Но китайский менталитет - это не только конфуцианство, это еще даосизм и буддизм.

    Цитата Сообщение от Правдивая Ложь Посмотреть сообщение
    совершенно другие, "чужие", не похожие на нас люди, не излучающие те гуманистические ценности, к которым мы привыкли.
    А вы вспомните отношения, поведение людей в советской деревне, в те времена, когда выражение "права человека" никто и слыхом не слыхивал. Насколько то деревнское чуждо нам? Имхо, это очень похоже на поведение китайцев. Ну, вот, представьте себе, например, какой-нибудь праздник деревенский. Там все будут за одним столом, как в Китае, и будут есть из общих мисок - тоже как в Китае. А не так, как в городе, где в большом зале один коллектив рассадят за небольшие отдельно стоящие столики. В Китае, если это один коллектив - свадьба или корпоратив, в городе столики поставят в замкнутый круг.

    Ну или представьте себе очередь в нашей деревне. Ну что там будет за очередь? Ее не будет ни у колодца, из которого вода еле-еле капает, там будет сброд, говорильня, ни у машины с хлебом, которая раз в день приезжает. Там будет толкотня, энергичная работа локтями, шум, гам. Однако же если кто-то авторитетный подойдет и тихо попросит, перед ним толпа расступится, и его пропустит. Так вот в Китае очереди - они только такие по сю пору.

    Вас не смутило бы, что в нашей деревне две бабушки разговаривают, стоя по разные стороны дороги или за версту друг от друга? Ну вот и в Китае никого это не смущает. Там громко разговаривают в общественных местах, в больших городах большинство.

    В массе своей китайцы очень похожи на непосредственных деревенских жителей советских деревень, местами кажущихся невеждами и грубиянами, часто вовсе не скрывающих негатива, простому народу не до конфуцианства, млин). Вы ж не примеривали бы на обычную бабусю деревенскую кодекс строителя коммунизма. Они так же, как наши деревенские жители крепки крестьянским "задним умом", приземленно-практичны, так же местами смешно хитроумны. Ну сравните, у нас революция была в 1917, а Китайская Народная Республика под руководством Мао была образована в 1949г. Представьте себе, что сейчас у них не 2018, а 1986 год. Они вот сейчас пересаживаются с велосипедов на машины поэтому, потому что типа дожили, и радуются. Представьте, что у них, как у нас до Горбачева, как долго-долго при Андропове, например. Неужели это все так уж нам чуждо?

    Ну и еще пример. Представьте себе, как решает какую-нибудь важную проблему наш деревенский житель, мудрый деревенский житель, нормальный такой герой. Прет ли он на рожон? Если проблемы можно избежать, если что-то можно обойти, не обойдет ли? А если цели нужно достичь, пойдет ли прямым путем к ней? Нет, он будет ходить вокруг и около, пробные шары запускать, поговорит с этим, поговорит с тем, и так, и этак попробует. Как любой китаец. И никакой тебе точности, ни по времени, ни в делах - все будет так, как он по-своему уму, как на душу ляжет.

    И чтобы понять, почему так (еще до всякого конфуцианства, даосизма и буддизма) надо посмотреть на китайский язык. Там около 400 иероглифов, слогов, почти каждый из которых может писаться четырьмя разными способами, и еще пятым - нейтральным. Написание меняет значение кардинальным образом. Это омофоны - слога одинаково звучащие, но пишущиеся по-разному, как например, в русском слова "лук" и "луг", "гриб" и "групп", "рок" и "рог". Только там никаких оглушений\озвончений, как ни произноси, например "ши", так оно и будет "ши", а написать это "ши" можно как минимум 92 способами, так что один поэт написал стих из 92 ши, и это стихо только на одном из диалектов, официальном (путунхуа) прочесть можно как: История про то, как человек по фамилии Ши поедал львов; Жил в каменной пещере поэт Ши Ши, который любил есть львов и поклялся съесть десять в один присест; Он часто ходил на рынок, где смотрел — не завезли ли на продажу львов? Однажды в десять утра десятерых львов привезли на рынок; В то же время на рынок приехал Ши Ши; Увидев тех десятерых львов, он убил их стрелами; Он принёс трупы десятерых львов в каменную пещеру; В каменной пещере было сыро. Он приказал слугам прибраться в ней; После того как каменная пещера была прибрана, он принялся за еду; И, когда он начал есть, оказалось, что эти десять львов на самом деле были десятью каменными львами. И там еще заключительная фраза замечательная, звучащая как Shì shì shì shì, переводящаяся как "Попробуй-ка это объясни!".

    Вот из-за этого многие вещи двусмысленно (если не трех, четырех итд смысленно) звучат и воспринимаются. Масса есть анекдотов о том, как люди думают, что говорят об одном и понимают друг друга, а после оказывается, что каждый все понял так, как ему хочется, как ему удобно. Когда едешь в метро в Пекине, там звучит коротенькая фраза на английском, ну типа как у нас: Осторожно, двери открываются, и тд, и долго-долго на китайском, думаете, то же самое? - нет! Там заодно рассказывается о правилах поведения в метрополитене, поскольку там много деревенских, и им вот. Но вообще китайцы часто помногу раз говорят одно и то же разными словами, дабы убедиться, что их поняли правильно, не по пятому или десятому значению сказанной ими фразы. И очень много вещей, которые хуже примет действуют на умы. Ну, к примеру, супруги не должны делить груши между собой. Почему? Потому что в другом значении это звучит как "разводиться". Или нельзя дарить часы, потому что это означает дарить "конец" и тп. Число 4 означает "смерть", Китай не хотел закупать наши Ту-154, потому что иероглифы, которыми пишутся эти цифры можно перевести как "Я должен умереть".

    Вот это все только в самом первом приближении. Если хотя бы это понимаешь, то наблюдать за ними, или по крайне мере читать китайскую литературу, становится очень забавно.

  9. #8
    Старожил Аватар для Правдивая Ложь
    Регистрация
    16.02.2015
    Сообщений
    12,718
    Поблагодарил(а)
    2,765
    Благодарностей: 2,522 (постов: 2,213)
    Записей в дневнике
    6
    Я жила в деревне, не против разговаривать через дорогу и не раз ела из общей миски Я китаец. Особенно хорошо из общей миски шли ягоды с молоком. Как то вот приезжаешь туда - и брезгливость уходит. Моя мама исключительно городская - тоже никогда никаких не было вздохов по Этому поводу. Так что может это не совсем китайское? Деревенская практичность - меньше посуды мыть после обеда

  10. #9
    Старожил
    Регистрация
    20.03.2018
    Сообщений
    2,537
    Поблагодарил(а)
    205
    Благодарностей: 390 (постов: 355)
    Ага, а теперь представьте, что внутри Садового кольца вы находите маленький ресторанчик, где большинство блюд в таких вот мисочках - на компанию. В Пекине, как все равно что в двух шагах от Тверской ну или от Закрытого города (мемориальный комплекс - императорский дворец), типа как Старый Арбат, только из вагончиков, картонок и прочего мусора, кое как сколоченного, шанхайчика в общем, этакие улочки узенькие, по которым куры гуляют, ессно, незаасфальтированные, называются хутунами. И эти хутунчики типа старого города. Власти делают только самые осторожные заявления с намерениями их снести и застроить. Если застроят, негде будет покушать дешево в центре). Там среди этих конурок встречаются небольшие заведения - сравнительно дешевые (но весьма комфортабельные) хосписы (мини-гостиницы) и места, где можно за копейки наесться от пуза - ну вот в этих мисочках. Порции колоссальные. А еще в хутунах можно дешевые фрукты купить, китайские, на наши непохожие, но отличный перекус.

    А в общем, да, тут не надо особо мудрить, чтобы понять китайцев "в массе своей". Там 80 народностей. У нас, правда, 150, но рассеянно. А у них весьма тесно. Еще лет тридцать-сорок назад это была преимущественно аграрная, не индустриальная даже страна. Ихние нувориши - тоже выходцы из народа, чьи родители запросто были крестьянами, ведь чистки по классовому принципу были те еще. И конфуцианство там во многом забыто. Оно было более-менее понятно народу до 1950гг, не потому что там кто-то читать умел, а в силу традиции меритократии (именно Китай родина меритократии) - принципа отбора госслужащих по их знаниям и нравственным достоинствам. На соискание госдолжностей писались сочинения - нечто среднее между литературными и философскими произведениями. Сочинения эти рассматривались на конкурсе. Ну то есть принять участие в написании сочинения мог любой, а решение, чье сочинение лучше, принимала некая комиссия, часто никогда не видевшая в глаза авторов этих сочинений. И любой чиновник, даже самый мелкий, в деревне, после такого отбора воспринимался как лицо в первую очередь образованное.

    Потом уже, при Мао и после у них была такая хитрая система, при которой членство в Компартии было скрытым, видимо, так повелось во времена подпольной революционной борьбы, но так и осталось после революции. Представьте себе завод, где много народу работает, ну или большой колхоз, вот как там в партию принимают: видит какой-нибудь коммунист, про которого никто может и не знает, что он коммунист какого-нибудь достойного кандидата на прием в партию, подходит к нему, потихоньку проговаривает все, если все ок, дает ему рекомендацию, спустя какое-то время приносит ему партбилет. И все, больше, кроме того, кто дал ему рекомендацию, этот неофит ни про кого не знает, кто там еще на заводе в партии. Вся инфа внутри заводской/колхозной парторганизации передается по цепочке связных, и только те, кто в руководящих структурах знают всех членов данного заводы, а про тех, кто выше - могут не знать. Что самые верхушки все знают, это понятно. Но такая вот скрытая партийная система на уровне коллективов создает впечатление, что у партии все на виду, что за каждым ведется скрытое наблюдение типа "старшего брата". Как это влияет на общение, объяснять, наверное, не нужно, см эзопов язык в сталинские времена и тп. И, понятно, что это не способствует прямоте, теплоте общения, искренности, да? И там, кто не уехал и занимается бизнесом в Китае, понятно, да, что тоже все склонны выражаться витиевато и туманно, очень осторожно. Потому что сегодня КПК агитирует "каждую кухарку" покупать акции, торговать на биржах, подобно тому, как вчера агитировала всех, включая горожан плавить чугун во дворе или разводить свиней, а завтра та же самая КПК ловит и садит в турму "спекулянтов", устраивавших панику на тех самых биржах.

    И это все, что под лозунгами КПК, замечательно сочетающееся что с конфуцианским отношением к старшим (товарищам, учителям, родителям), что с даосистским презрением к эго и индивидуализму, что с буддистским презрением к личности, к "Я", вообще без проблем ложится на деревенские коллективистские основы общежития. Скажем, получает какая-нибудь подрядная компания, специализирующая на сносе зданий/сооружений вечером заказ, вечером вы видите из окна, как к дому напротив приехали машины с шарами или там динамитом дом подровали, утром просыпаетесь - от этого дома ни кирпичика. Как так? Даже если китайцы живут в городе, они опутаны множеством связей и как в деревне, где староста командует 5 или 10 семьями, так и в городе куча подобий таких старост, быстренько каждый свое звено/бригаду прозвонил, или по цепочке они друг друга прозвонили, моментально сбежалось тыща народу и все по кирпичику растаскали.

    И такие вот связи, каждый более-менее середнячок ими обнесен, как клубком нитей, в этом и плюсы, и минусы. Но в общем, и в городе большинству приходится жить по правилам, как в деревне, где всем про всех все известно. Освобождаются от этого только какие-нибудь богатеи или там мафиозы местные. Они как-то обособляются с обслугой. Принцип устройства их жилищ примерно такой же как у наших, только вместо сплошных заборов - помещения по типу вилл, только если у вил снаружи арки, окна, то там - глухие бетонные стены, окна - только во внутренние дворики, и пока до хозяйского дома доберешься, нужно будет пройти через несколько двориков, в которые выходят окна комнат, заселенных обслугой или шестерками. Такой тип жилищ - с феодальных времен. Кое-где в Китае еще остались деревни-крепости, круглые крепости, разделенные на несколько сферических колец стен, внутри которых жилые помещения, ближе к окраине живут те, кто типа все это охраняет, в центре - типа рынка или некой рабочей площадки, в том числе площадки для собраний, посередине - рабочие "лошадки". И все подчиняется старостам по системе типа "пятидомок" или сколько-то домок, как, млин, армия Чингисхана.

    Очень резкое отличие между (культурным) Севером и (диким) Югом, южные регионы более аграрные, более деревенские. Большая разница в диалектах, традициях, обычаях. Сейчас идет программа урбанизации и южные деревни спецом расселяют. Переселенные из этих деревень в города граждане - дикий ужас для их городских соседей, они продолжают там жить, как в деревне, разводят огонь в квартирах и прочие аварийные ситуации создают, не говоря о том, что районы таких переселенцев изобилуют домашним скотом. Но в общем и образцовые микрорайоны в мегаполисах строятся по принципу типа тысячаквартиничек с внутренним двором, в центре которого зачастую кладбище и банька такая, похожая на дворец культуры. Ну, да, совместное мытье, там же питие сближает, ну а почтение к родственникам требует частого посещения могилок. При нынешней занятости как удобно-то - вышел во дворик, посидел на могилке.

    Бабушки китайские в городах - это нечто)! Первое, что бросается в глаза, что они с утреца в каждом парке в шлепанцах, бигудях, гетрах с оттянутыми коленками делают свой фулунгунь, зарядочку под мафон). А потом они одевают повязочки активисток, и типа как дружинницы зорко следят за порядком на улицах - отчитывают тех, кто бамажку мимо урны бросил или плюнул не туда (китайцы очень любят плеваться, там в народной медицине много шняги про то, сколько неприятностей может создавать для здоровья внутренняя слизь, под которой имеется в виду и лимфа и еще черт знает что, чтобы избавиться от избытка слизни они стараются почаще плевать, и да в метро им диктор говорит среди прочего, что плевать нельзя).

    Конечно, это уже во многом уходящая натура. Молодые китайцы, если устраиваются в корпорации начинают вести себя немного по-другому, лица натягиваются непроницаемыми маски с вечной улыбкой, как у японских мелких клерков, корчащих из себя бизнес-самураев. Но тех, кто не скрывает эмоций пока что процентов 80-90%, часто в негативе. Знающего английский на улицах Пекина встретить - это суперудача. Они еще такие, как мы в советское время - другие языки знать не хотят из принципа, кто боится "большого брата", а кто из чувства национальной гордости. Китайцы вовсе не такие националисты, как японцы (те редкостные националисты), но все-таки, очень кичатся. Отсюда же и манера для своих делать и продавать вещи отменного качества, чужакам, за границу сбывать всякую дрянь. В Китае, например, не купишь дешевого чая, так что беднота и часто середнячки не могут себе позволить пить чай хоть бы раз в месяц, он стоит очень дорого, воду пьют из крана.

    Есть, впрочем, среди тех, кто вырывается оттуда, да и там тоже образованные люди - они бывают очень интеллигентными, приятными и интересными в общении, могут жить тихонечко, не привлекая внимания, а могут быть хорошими друзьями, не торгуются. Для обычного же китайца, что простолюдина, что бизнесового - надуть иностранца является чем-то вроде предмета национальной гордости. Причем они могут это делать даже не из меркантильного интереса, а все равно что как наблюдая за ними, как за тараканами на тараканьих бегах. Обожают, например, устраивать тендеры, приглашая иностранных партнеров из разных стран и устраивая между ними соревнования, сталкивают их лбами, смотрят, кто больше сдаст позиции и таким образом заключают более выгодные сделки. Впрочем, их так самих еще в младших классах дрессируют, всю школу, и потом всю жизнь.

  11. 1 пользователь сказал cпасибо O_M за это полезное сообщение::


  12. #10
    Форумчанин Аватар для Соня
    Регистрация
    23.05.2019
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    230
    Поблагодарил(а)
    13
    Благодарностей: 10 (постов: 10)
    Цитата Сообщение от Правдивая Ложь Посмотреть сообщение
    ... китайскую мудрость осваивают единицы
    ЧЕМУ РОССИЯ ДОЛЖНА НАУЧИТЬСЯ У КИТАЯ
    Российские официальные лица всячески стараются избегать сравнения России и Китая между собой, считая его некорректным. Однако международные экономисты и эксперты вполне допускают такое сравнение. Научный сотрудник Международного центра изучения институтов и развития Михаэль Рохлиц не так давно представил свой доклад на эту тему. Его выводы для России неутешительны.

    Первое отличие, которое бросается в глаза – основы управления регионами. Несмотря на то, что сама система руководства и планирования в Китае достаточно авторитарна, правительство, тем не менее, оставляет за регионами высокую степень свободы в экономической сфере. При этом созданы такие условия, что единственным способом для чиновников подниматься по карьерной лестнице — это обеспечивать высокие экономические показатели на своих постах.

    В России же инициатива в экономических и политических вопросах не поощряется. Реализуя какой-либо проект, всегда есть большой риск провала. Даже в случае успеха ждать поддержки и поощрения из центра не приходится. Все, чем помогают региональные руководители — это сохранение лояльности центру. Высокий процент коррупции не позволяет полноценно сотрудничать частному бизнесу и государству на всех уровнях.

    Следующее различие заключается в том, что в России крайне большие средства бюджета идут на престижные объекты при недостаточном финансировании инфраструктуры, в то время как Китай проводит активную политику развития транспортных и энергетических сетей. Много внимания уделяется и развитию образования.

    Крайне невысокий процент завершения обещанных проектов – еще одно различие между Китаем и РФ, которое отпугивает инвесторов и тормозит развитие экономических зон, технопарков, а также внедрению инноваций...
    (Ссылку дать пока не имею права)
    Последний раз редактировалось Hitchcock; 24.05.2019 в 20:35.


Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •