Благодаря школе мы формируемся как личности. И очень хорошо, если бы этот процесс формирования происходил не только на переменах, но и на уроках психологии. Самая большая сложность в уроках психологии у детей – объяснить ребятам все так, чтобы в их умах это задержалось. Иногда уроки психологии в программе ставят раньше, чем ребята учат по биологии центральную нервную систему и работу мозга. В таких случаях приходится искать иные методы объяснения, что же такое психология.

Поскольку, уроки психологии в школе все же укоренились, попробую расписать их цели и то, почему они так важны на школьном этапе изучения наук гуманитарного цикла.

Психология и ребенок

Давайте подумаем, как часто юноша или девушка школьного возраста пытаются понять себя и свое поведение? Как часто задают вопросы себе и близким друзьям о том, почему кто-то не звонит, не зовет гулять, почему с кем-то постоянно ругаешься, а с кем-то даже общий язык найти не получается? А ведь, посудите сами, на все эти вопросы мог бы дать ответы добротный курс психологии в школе.

Мне кажется, что это и есть основная цель уроков. Не просто рассказать о том, что существуют такие вещи как восприятие, подсознание, эмоции и тому подобное, а дать понять каждому ученику, какое это имеет отношение к нему самому. А ведь имеет огромное! От психологии не убежишь, даже если вы ничего о ней не знаете, вы действуете по ее законам. Незнание, как говорится, не освобождает от ответственности. Мне кажется, уроки психологии в школе не должны быть слишком теоретическими, теория сразу делает предмет скучным и неинтересным.

Конечно, я не говорю о том, что теорию необходимо убрать, ее нужно разбавить. Не мне рассказывать психологам о том, сколько существует занятных психологических тестов и игр. А детям всегда интересно узнавать о себе что-то новое. Даже в университетах с успехом применяются такие методики. Почему бы не попробовать такое в школах?

Думаю, что вся теория должна основываться либо на примерах из жизни, либо на освоении прямо на уроке. Если есть возможность показать ребятам, как работает то самое восприятие, то это необходимо сделать. Учитель, который ведет уроки, должен быть максимально знаком с самой детской психологией. Если он уделит этой науке внимание, то у него и проблем с ведением уроков возникнуть не должно.

С опытом приходит правильное распределение информации и построение урока. Нельзя планировать за сорок минут пройти три или четыре темы, даже если они вмещаются на одну страницу учебника. Ребята просто не запомнят половину информации. Особенно младшие классы.
Самое главное: действительно хотеть объяснить детям что и как. Для этого необходимо провести большую подготовительную работу до начала урока. Если разбавлять теорию играми и другими «научными» развлечениями, то даже самая скучная теория отложится в памяти, потому что ребятам было интересно. В целом, не могу не выразить свою радость от того факта, что психологию преподают в школе. Если не ошибаюсь, то лет десять назад ни о чем таком не шло и речи. А теперь мы практикуем это в наших школах.